«Грели нас костёр и надежда»
17 сентября двое беловчан – 72-летний Валерий Агеев и 32-летний Артём Шабанов – отправились собирать грибы в Прокопьевском районе. Но в назначенное время они не вышли из тайги. Трое суток, днём и ночью, под дождём длились поиски с широким привлечением сотрудников МЧС, охотников и добровольцев поисково-спасательного отряда «Лиза Алерт Кузбасс». В числе последних были и беловчане – Сергей Степанов, Анастасия Котолуп, Сергей и Светлана Смиян. Уезжали в лес после работы, возвращались глубокой ночью, и так – несколько дней. Именно волонтёрам «Лиза Алерт» и удалось отыскать пропавших грибников. О том, как они трое суток выживали в дождливом осеннем лесу, нам поведал спасённый новогородец В.А. Агеев.
И в любимых местах бес прячется!
- Валерий Александрович, как вы оказались в том лесу?
- Приехали на «уазике» за опятами. Есть там в 12 километрах от реки Чумыш, не доезжая села Оселки (Прокопьевский район), одно грибное местечко. Приехал не один, нас было четверо, все из Нового Городка: я, мой старый друг Александр Ерёмкин, его сын Алексей и друг сына Артём Шабанов. Места тамошние я хорошо знаю: уже больше 40 лет туда езжу по осени за грибами. Потом мариную, солю, сушу – на всю зиму хватает!
- Места знакомые, но вы всё же заблудились. Как это произошло?
- Словно бес закрутил! Сперва набрал целое ведро грибов с левой стороны дороги. Вернулся к машине – никого нет, ещё ходят. Оставил там опята и решил набрать грибов ещё и в пакет. И, вроде, сперва откликались все, слышал их, – а потом голоса умолкли. Никого нет, и меня нету! Тут и понял, что потерялся! А скоро встретил Артёма, тоже с грибами. Я с ним только в тот день и познакомился. Говорю: «Я, кажется, заблудился!». А он отвечает: «И я тоже…». Побродили ещё часа полтора, думали выйти на дорогу – и тут всё стало ясно окончательно…
- Какие мысли были?
- А знаете, ничего крамольного: заблудились и заблудились! Как только поняли, что не выйдем, остановились и стали готовить место для ночлега. Я как раз незадолго до этой поездки смотрел по телевизору, как вести себя в лесу, если заблудился. Там говорили: ждите на месте, не бродите! Так и решили сделать.
- Был подобный опыт ранее, пропадали в лесу?
- За 72 года – впервые. И опыта жизни в лесу тоже не было. Да, в молодости ездил с семьёй на природу с ночёвкой, но когда это было! Нет, я совсем не турист.
Только ножи и спички…
- Что у вас было с собой?
- Только грибные ножи и пакеты. Я обычно беру с собой спички: сам некурящий уже 20 лет, но мало ли – костёр развести… А в тот раз забыл! Слава Богу, что у Артёма, тоже некурящего, завалялся каким-то чудом коробок в кармане. Вот и всё наше снаряжение! Соорудили шалашик из веток, развели костёр.
Только недолго грелись: пошёл дождь, и через 20 минут наш шалаш потёк. С тех пор мы почти и не могли просохнуть, только один день из трёх дождя не было.
Дождевиков не взяли, а моя штормовка, джинсовая куртка Артёма, штаны промокали насквозь. Приходилось раздеваться у костра догола, выжимать одежду, сушить у огня. Хорошо, что хоть огонь можно развести: дождь льёт, но сушняка вокруг много, да и Артём умеет даже в дождь огонь поддерживать. Только так и спасались!
- А что-то съестное с собой было? Та же соль?
- Ничего. Да, были грибы, но опята нужно сперва варить, а потом жарить. Артём попробовал пожарить их на костре, но вкус не понравился. Так что пришлось грибы выбросить. А если честно, то есть совсем почему-то не хотелось. Даже пили воду из найденного на третьи сутки ручья через силу. Как будто отрезало, и организм мгновенно перестроился.
- Было страшно? Ночной лес, медведи, неизвестность...
- Страха, как я помню, не было. Хотя медведи, да, там попадаются. Мне потом говорили, что группы спасателей заходили в лес только в сопровождении охотников с ружьями, а один раз даже наткнулись на мишку. Пришлось поиски останавливать. Но мы с Артёмом даже о медведях не думали – так сильно мы уставали. Надежда грела и наш костерок!
- Долго оставались на месте?
- Две ночи там провели: всё ждали, что нас найдут. Но нет, криков и выстрелов не слышно, и мобильной связи нет. Промокли сильно, дождь то и дело лил. У костра много ли просушишь? И вот после второй такой ночёвки решили всё же пойти на поиски людей.
Вы не против спасения?
- Как определили направление? Или случайно шли?
- Пошли на встающее солнце, то есть на восток. Потом нам рассказали, что направление мы выбрали неверное: нам бы на север двинуть. Говорю же: не турист я, да и Артём тоже! Но нет худа без добра: нашли по следу сохатого ручеёк, напились. А скоро ещё и поймали сигнал, эсэмэски на телефон прыг-прыг-прыг! Маленькое местечко: отойдёшь на пару метров - и уже нет связи. Стали родным звонить. Первым делом успокоил, как смог, свою супругу Людмилу Павловну.
- Вас уже искали?
- Конечно! Уже в тот день, когда мы не вернулись к автомобилю, друг позвонил в МЧС по «112», всех поднял на ноги и сам остался в лесу: ждал спасателей, и сам потом с ними ходил – нас искал. И штаб поисковый создали, и волонтёры, спасибо им, стали приезжать со всего Кузбасса. Подтянулись знакомые и охотники.
- После звонка вы, наверно, приободрились: скоро найдут!
- Да, думали, что скоро запеленгуют… и нифига (смеётся)! Оказывается, в России такой закон: без согласия человека или решения суда нельзя его пеленговать. Нам стали эсэмэски слать: подтвердите, что вы не против, чтобы вас искали! Мы, конечно, не против, подтвердили, но подумайте, какой же маразм! Даже МСЧ не имеет права пеленговать пропавших! Потом ребята-поисковики рассказали, что даже президента Путина просили облегчить на случай поисков людей эти процедуры, но воз и ныне там. А скоро и наши телефоны разрядились…
Последствия
- Когда же вас нашли?
- Только через сутки после созвона. Стоим, значит, с разряженными телефонами и думаем: что делать? И тут слышим какой-то звук – вроде сигнал! Говорю Артёмке: «Беги туда, а я буду кричать!». Побежал он вниз с пригорка на звуки и наткнулся на спасателей из отряда «Лиза Алерт». Дали нам по булочке, дали попить чистой воды. На этом наше приключение и закончилось!
- Помните, о чём думали, когда увидели людей?
- Только внутреннее облегчение: «Наконец-то нас нашли!». Не было сверхэмоций: слишком устал и замёрз.
- Ночёвки в лесу под дождём – экстремальное испытание для организма…
- Хорошо, что могли мы сушиться у костра. Не иначе, боженька надоумил некурящих спички взять (смеётся). Но всё равно я после спасения четверо суток пролежал с температурой, подозревали воспаление лёгких. К счастью, не подтвердилось: пропил антибиотики, сейчас уже на дачу выезжаю, могу заниматься огородными делами. И даже уже съездил вновь за грибами – не так далеко, конечно!
- Хотите кого-то поблагодарить?
- Всех, кто нас искал. По своему желанию приехали из Кузни, Кемерова, Гурьевска, родного Белова и Нового Городка, чтобы помочь. Семье Ерёмкиных – отдельная благодарность. Хочется отметить и волонтёров «Лиза Алерт». Думал их как-то отблагодарить, но деньги и в руки брать не стали. Разрешили только сделать перевод на покупку бензина – для новых поисков. Дело у них полезное: пока нас искали, ещё одну супружескую пару вывели из леса, они потерялись «всего» 5 часов назад! Так что будете ходить в лес, берите с собой спички, свисток, полностью заряженный телефон, еду и воду. Не теряйтесь!
Олег БЫКОВ.
Фото из группы «Лиза Алерт Кузбасс».